Колеса — важная составляющая автомобиля. При помощи стильных дисков вы подчеркнете свою индивидуальность, а шины обеспечат комфорт и безопасность на дороге. В связи с тем, что на колеса приходится самая большая нагрузка, то экономить на покрышках нежелательно, так как от них зависит качество езды и безопасность автомобиля.
Авто Информатор решил разобраться в видах, сезонности, особенностях и разнообразии покрышек.
Автомобильная шина – оболочка, которая выполнена из резины, ткани и металла и установлена на обод колеса. Состоит покрышка из каркаса, протектора, брекерного слоя, боковой части и борта.
Классификация автошин
По виду транспорта делятся на:
- легковые шины — самые распространенные, с высоким индексом скорости, низким уровнем шума и хорошими ходовыми характеристиками.
- внедорожные шины – предназначены для автомобилей 4х4, обладают ярко выраженным рисунком протектора, высокой грузоподъемностью и повышенной проходимостью.
- легкогрузовые шины (микроавтобусы, автобусы) — отличаются простым протектором, стойкостью к износу и высоким индексом грузоподъемности.
- специальные – грузовые, мотоциклетные и шины для мопедов.
По сезонности делятся на:
- летние — эксплуатируются при температуре от +5 градусов, обладают менее выраженным рисунком протектора и хорошей износоустойчивостью. Во время жаркой погоды они затвердевают и меньше изнашиваются.
По рисунку протектора летние шины делятся на:
- шоссейные (маркировка H/T, H/P) — эксплуатируются на асфальте, бесшумны, хорошо отводят грязь и воду;
- универсальные (маркировка А/Т) — более шумны, используются для езды как по грязи, так и по качественному дорожному полотну;
- грязевые (маркировка M/T) — шумные на асфальтированной дороге, но отличные для езды по бездорожью, грязи и траве.
- зимние — используются при температурном режиме ниже -5 градусов. Обладают более глубоким протектором, зачастую имеют шипы. Во время езды по морозу они прогреваются и становятся более эластичными. Благодаря этой особенности у них повышается сцепление с дорожным покрытием, соответственно, улучшается управляемость автомобилем и сокращается тормозной путь.
Они также имеют несколько видов:
- для мягкой зимы (европейские) — рассчитаны на мягкую зиму, без снега и льда. Хорошо себя ведут на мокром снегу и в дождь. Высота протектора до 8 мм и имеет большое количество прорезей.
- для сложной зимы (скандинавские) — хорошо себя проявляют во время езды по снегу и льду. Высота ската порядка 10 мм, а рисунок протектора напоминает «ромбик».
- шипованные — идеально подойдут для гололеда. На обычном асфальте очень шумные и при большой скорости могут вылетать шипы.
- всесезонные — используются при температуре от -5 до +7 градусов. Теоретически их можно использовать круглый год, так как они объединили в себе свойства летних и зимних покрышек. Эти шины более мягкие, чем летние, но более твердые, чем зимние, хорошо себя ведут как на мокрой, так и на сухой дороге. Однако их нельзя использовать ни в сильный мороз, ни в сильную жару. Также они обеспечивают худшее сцепление с дорогой. В основном, такие покрышки используют на бюджетных автомобилях при небольших пробегах.
По конструкции делятся на:
- диагональные (внедорожные) — используются в грузовиках и внедорожниках. Отлично зарекомендовали себя на бездорожьях. Обладают высокой прочностью и ремонтопригодностью. На гладком асфальте эти автошины плохо держат дорогу, быстро истираются и увеличивается тормозной путь.
- радикальные (низкопрофильные) — в отличии от диагональных обладают лучшим сцеплением с дорогой, устойчивостью и управляемостью. Идеальны для ровных дорог и плохо себя зарекомендовали на бездорожье.
- с технологией Run Flat (беспрокольные) — изготавливаются из жесткой резины с усиленными боками. В случае прокола, на них можно проехать до ближайшего СТО без ущерба для дисков. Однако устанавливаются эти покрышки только на авто, в которых предусмотрена система контроля давления в шинах и имеются адаптированные под Run Flat подвески.
По виду рисунка:
- направленный — более оптимальный во время езды по поверхности с повышенным содержанием воды. Они выбрасывают жидкость в сторону и тем самым обеспечивают лучшее сцепление с дорогой. Рисунок напоминает «елочку».
- ненаправленный — самый распространенный вид шин. Рисунок напоминает «две елочки». Они имеют довольно низкую стоимость, а также просты в установке.
- ассиметричный — отличается от предыдущий шин разным рисунком на каждой стороне. Они очень эффективны, так как одна сторона обеспечивает сцепление с ровной дорогой, а вторая рассчитана на грязь, снег и бездорожье.
По способу герметизации делятся на:
- камерные (маркировка — TUBE TYRE) — воздушная полость образуется герметизирующей камерой. При проколе эти шины быстро теряют давление, что может привести к аварии.
- бескамерные (маркировка — TUBELESS) — воздушная полость образуется в них покрышкой и ободом колеса. Такие шины гораздо дольше сохраняют давление при повреждении и являются более безопасными.
По ширине:
- узкие — подходят для спокойной эксплуатации по ровным дорогам, а также для малолитражек.
- широкие — идеально подойдут для скоростной езды и мощных автомобилей.
Следует помнить, что ширину стоит учитывать при выборе летней и зимней резины. Для зимы лучше выбрать узкую, так как у нее лучше сцепляемость с дорожным полотном и меньше тормозной путь. Для лета вы можете приобрести широкие покрышки.
По высоте:
- высокопрофильные — предназначены для использования зимой, а также на неровных дорогах и по бездорожью.
- низкопрофильные — рассчитаны на скоростную езду по ровным дорогам. Они жесткие, поэтому на ямах плохо амортизируют удары.
Выбирая шины, обратите внимание на соотношение цены и качества. Хорошие, правильно подобранные покрышки, обеспечат вам низкий уровень шума, снизят тормозной путь, улучшат управляемость и даже сократят расход топлива.
Ранее мы писали, почему важно и как следить за резиной на автомобиле.
Юлия Дюдюн