Авто

Аудиторы накопали много интересного в работе Укравтодора

Недавно на сайте Государственной аудиторской службы появился очередной отчет. В нем описывается выполнение бюджетных программ Государственным агентством автомобильных дорог Украины.

Достаточно ли государство выделяет денег на дороги, какие злоупотребления были выявлены в Укравтодоре, и почему международные фонды могут больше не дать нам денег, разобрался Информатор Деньги. Об этом сообщает Авто Информатор.

Реклама

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОМОЩЬ ПОД УГРОЗОЙ

Не секрет, что немалую часть средств на строительство дорог в Украине составляют деньги международных фондов. Укравтодор занимался в 2015- 2017 внедрением трех общих проектов Украины и международных фондов на общую сумму 1,1 миллиарда долларов и 900 миллионов евро. Первый проект — «Покращення транспортно-експлуатаційного стану автомобільних доріг на під’їзді до м. Києва» за 900 миллионов евро от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Согласно данному проекту, была запланирована реконструкция трасс Киев-Чоп, Киев-Чернигов-Новые Яриловичи, Киев-Одесса, Киев-Знаменовка, Киев-Иванков.  На второй проект, под названием «Другий проект покращення автомобільних доріг та безпеки руху» было выделено 450 миллионов долларов, от Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Согласно нему, планировался ремонт трассы Киев-Харьков-Должанский. Третий проект — «Проект розвитку дорожньої галузі» — 560 миллионов долларов – также от МБРР.

Но по состоянию на 31 декабря 2017 года по первому проекту было освоено 67% выделенных ЕБРР средств (301 миллион евро) и 172,91 миллиона евро ЕИБ – (37%), а окончание проекта запланировано на 2021 год, и уже переносилось трижды. По второму проекту было использовано 57% займа; а по третьему – за 31% отведенного времени (23 месяца) было потрачено только 3,13 миллиона долларов или 0,93% от всей суммы кредита. Причинами, согласно данным аудита, стали ненадлежащие действия подрядчиков, которые задерживали работы, использовали мошеннические схемы, а также война на Востоке.

Реклама

В сроки не вписались, а это может повлиять на следующие кредиты

Если говорить о постоянном переносе сроков окончания проекта, то это может иметь негативные последствия для получения следующих кредитов.

Согласно пункту 3.6 Принципов и правил закупки товаров, работ и услуг (операций), которые финансируются Европейским банком реконструкции и развития определено, «что правильное планирование закупок имеет решающее значение» при дальнейшем решении о сотрудничестве с государством, а значит и на выделение кредитов на следующие программы.

НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ И НИЗКОЕ КАЧЕСТВО РАБОТ

Согласно данным аудиторской службы, одной из основных проблем дорожной сферы Украины является недофинансирование программ Укравтодора. В частности, на программу «Развитие автомагистралей и реформа дорожного сектора», которая финансировалась из госбюджета вместе с международными финансовыми организациями, из заложенных на программу в 2015-2017 годах 12,8 миллиардов гривен было выделено только 5,6 миллиарда. Из-за этого, в частности в 2015 году, не проводили работы по улучшению безопасности дорожного движения в местах концентрации ДТП (а это 188,3 миллиона гривен), а также не было реконструировано 57,7 километров дорог. Аналогичная ситуация произошла в 2016 — не был выполнен капитальный ремонт 599 километров дорог, и не завершен капитальный ремонт 90,5 километров дорог. В 2017 году из 119 километров запланированного капитального ремонта выполнено только 28,9, а реконструкции автомобильных дорог снова не проводились.

Реклама

А пока имеем дороги как после артобстрела

Что касается программы «Розвиток мережі та утримання автомобільних доріг загального користування», то несмотря на высокий показатель финансирования программы (113% в 2015 году; 116% в 2016 в 2017 -127%) наблюдалась низкое качество ее выполнения. В 2015 году показатель возобновления горизонтальной разметки выполнен был лишь на 51%; только на 76% дорогах из запланированных был проведен средний ремонт; в 2017 году совершенно было не выполнена часть программы по обеспечению автомобильных дорог электронными паспортами и создания геоинформационной системы управления состояния автомобильных дорог.

Отдельно можно упомянуть строительство трассы «Днепропетровск – Царичанка – Кобеляки – Решетиловка», на участке 7,5 километров с. Лобойковка – пгт. Петриковка в 2015-2017 годах работы вообще не проводились.

БЮДЖЕТ НА ДОРОГИ ПОКРЫВАЕТ ЛИШЬ ЧАСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Всего в 2015 гг. было запланировано на дороги в Украине выделить 74,86 млрд грн, но за три года было выделено только 63,58 миллиардов гривен. Из них областным службам было выделено 28,85 миллиардов гривен. В реальности, согласно выводам аудита, для эффективной работы на дороги по существующим программам необходимо было выделить 150 миллиардов гривен.  Например, из необходимого финансирования в 14,4 миллиардов гривен, Службе Автомобильных дорог Днепропетровщины выделили за 2015-2017 гг. только 1,3 миллиардов гривен.

Реклама

Одна из причин ужасного состояния дорог в Украине это недофинансирование

Также в отчете были указаны выводы аудита ГП «Государственного научно-исследовательского института имени М. П. Шульгина», который занимается проблематикой дорог в Украине, высчитал, что в целом на содержания дорог в Украине на 2018 год необходимо выделить 324,43 миллиардов гривен. Напомним, что в этом году на автодороги было выделено только 47 миллиардов гривен, то есть менее 1/6 от реальных потребностей.  Из них на автомобильные дороги государственного значения – 151,30 миллиардов; местного – 173,10 миллиардов. И даже увеличение финансирования дорог в следующем году до 56 миллиардов явно не покроет и половину потребностей дорожного хозяйства Украины.

НА НАРУШЕНИЯ ЗАКРЫВАЮТ ГЛАЗА

Неоднократно фиксируется ГП «Государственный контроль качества» и нарушение технологий ремонтных работ, в частности за период с 2015 по 2017 гг. было подано 51 докладные записки, из которых рассмотрено только 33. Но это не помогает исправлению недостатков. Например, на трассе «Днепропетровск-Николаев» было обнаружено «несоответствие физико-механическим свойствам асфальтобетона требованиям нормативных документов», и несмотря на заявление, Николаевской службой автомобильных дорог недостатки исправлены не были. Это приводит к преждевременному разрушению дороги, которые наносят ущерб государству. В 2016 году из-за таких действий на участке дороги Доброполье-Красный Лиман пришлось заново проводить ремонтные работы, что нанесло ущерб государству в размере 26,1 миллиона гривен. Также на трассе «Днепропетровск-Николаев» подрядчиками был использован при строительстве битум без каких-либо сертификатов соответствия. В результате был нанесен ущерб государству в размере 68,82 миллиона гривен.

Согласно данным аудиторов, наблюдается неадекватная работа наблюдения за проведением дорожно-ремонтных работ со стороны Укравтодора. Во-первых, контролирующие органы не укладываются в сроки. Во-вторых, не реагируют оперативно на решения проблем, в-третьих вместо анализа фактов нарушения они фиксируют незначительные нарушения: «не обеспечен покос травы», «уборка обочин не ведется», и тому подобное. А предложения по результатам проверок «несут обычно поверхностный, дисциплинарный характер» даже на серьезные нарушения.

Реклама

Максим Красиков