За продолжительный период существования автомобилей водители изобрели свой язык жестов. Он помогает участникам движения общаться между собой, предупреждать об опасности, сообщать о неисправностях, извиняться и благодарить.
Активнее всех такими жестами пользуются дальнобойщики, так как они полжизни проводят в пути. Но и рядовому водителю знание этого языка не будет лишним.
Наверное, у каждого водителя была ситуация, когда кто-то резко подрезает тебя в потоке. В таких случаях первое желание — догнать, остановить и рассказать водителю все, что думаешь о прямоте его рук, инструкторе, который его ездить учил, и об ориентации сотрудника МРЭО, который ему права выдавал. Но после замечаешь сигнал поворотников, моргающих в унисон, и у тебя сразу пропадает всякое желание затевать конфликт, а в голове проносится мысль — «мудак конечно, но извинился же». Или как бывает обидно, когда человек просится в ряд, все его игнорируют, а ты его запускаешь, и ждешь этого заветного сигнала «аварийкой». Но он просто уезжает, наверное, даже не подозревая, что за такое у автомобилистов принято благодарить.
Как правило, жесты очень помогают. Их придумали с лихвой, чтобы передать почти любой факт в процессе движения автомобиля. Авто Информатор расшифровал для вас их большую часть. Эти неписанные правила водителей будет полезно выучить как новичкам, так и повторить опытным водителям. Условно разделим список на 4 части.
Сигнал аварийной остановки (аварийка)
Каждый опытный водитель знает, что эта кнопка с аварийным треугольником, помимо своего основного назначения, является неотъемлемой частью водительского этикета. С ее помощью шоферы просят прощения, благодарят, и даже приветствуют водителей, движущихся сзади.
Также в темное время суток аварийкой просят водителя, движущегося сзади, переключиться с дальнего света на ближний. Это же символизирует краткое моргание задней противотуманной фарой.
Дальний свет
Морганием дальнего света встречного автомобиля на загородной трассе рекомендуют сбросить скорость и ехать внимательней. Этот жест предупреждает об опасном участке дороги, камере, фиксирующей превышение скорости, или расположении впереди поста полиции. Раньше о приближающихся постах полиции предупреждали двойным ударом пальцами по плечу (якобы, указывая на погоны). Но сейчас этот жест практически не используется.
В черте города дальний свет тоже используется. Им вы можете попросить впереди идущий автомобиль освободить полосу движения, или показать водителю, что вы его пропускаете.
Указатель поворота (поворотник)
На загородных дорогах поворотником высоко сидящие водители грузовиков и автобусов помогают при обгоне. Кратковременное моргание правого указателя поворота впереди идущего грузовика говорит о том, что встречная полоса свободна, и можно совершать обгон. Левый же — указывает на обратное.
Так же, видя в зеркало быстро приближающийся автомобиль, и зная, что впереди опасный участок дороги, вы можете включить левый поворотник, и едущий сзади автомобиль сбавит ход.
Если за вами пристроился автомобиль, и долгое время тянется за вами, напрягая, возьмите правей к обочине, и моргните правым поворотником. Таким жестом вы попросите едущего сзади водителя обогнать вас.
Жесты руками
Помимо жестов, прописанных в ПДД, водители изобрели несколько своих. Например, поднятая вверх ладонь означает приветствие, извинение или благодарность встречному водителю.
Взмахи одним или двумя пальцами вверх-вниз сообщают встречному водителю о том, что он забыл выключить сигнал поворотника. Такой же сигнал подается сзади идущему автомобилю в открытое водительское окно.
Круговые движения указательного пальца, направленного вверх, сообщают стоящему на выезде из населенного пункта «автостоперу» о том, что вы движетесь по месту, и до следующего населенного пункта не доезжаете.
Описывая рукой окружность и указывая вниз, вы указываете водителю на то, что у него спустило колесо. А имитируя удары ладонью по воздуху, вы сообщите человеку об открытом багажнике. Также заметив, что с чьей-то машиной что-то не в порядке, укажите водителю на обочину. Тем самым подразумевая, что нужна остановка и проверка исправности автомобиля.
Указание на глаза на загородной дороге говорит встречному водителю о том, что у него не включен ближний свет. Это актуально в холодное время года, а именно в период с 1 октября по 1 мая согласно пункту 9.8 ПДД.
Также некоторые водители, движущиеся на дальние дистанции (в жаргоне водителей — на дальняк) на нескольких машинах, пользуются специальными правилами передвижения. Первым обычно идет тот, который лучше всех знаком с дорогой, а остальные едут «по следам». Совершая обгон, он не возвращается в свою полосу, а остается на встречке с включенным левым поворотом, тем самым показывая идущим сзади, что они могут свободно совершать обгон. Или, выходя на встречку, сразу включает правый поворот, показывая, что после обгона он сразу вернется в свой ряд, и обгонять за ним нельзя. Еще некоторые «ведущие» выходят на обгон только при условии, что вся его колона успеет обогнать.
Вот такой список неписанных правил вождения и водительского этикета. Странно то, что этим вещам не учат в автошколе, хотя они намного упрощают движение. Тем более — учитывая плачевное состояние наших дорог на сегодняшний день.
Напоминаем, что на Авто Информатор вы можете присылать фото и видео нарушителей ПДД и культуры вождения.
Игорь Ракитов