Авто

8 лучших возвращений гонщиков после травмы в истории Формулы-1

Польский гонщик Роберт Кубица вернется в Формулу-1 в 2019 году, спустя восемь лет после аварии, которая почти лишила его руки. Но Кубица не единственный пилот, который нашел в себе силы вернуться в гонки, когда, казалось бы, это невозможно.

История F1 знает немало случаев, когда гонщики преодолевали более тяжелые травмы и возвращались в родной «гоночный дом». Авто Информатор вспоминает 8 лучших возвращений после жутких аварий.

Реклама

Роберт Кубица

Начнем, пожалуй, с поляка. Крест на карьере Кубицы чуть не поставила серьезная авария на этапе авторалли, в котором он принял участие перед сезоном 2011 года. Его машина врезалась в рельс ограждения, который пробил корпус автомобиля, вошел в салон и попал в водителя. Кубица получил серьезные травмы, самой тяжелой из которых оказалась травма руки.

Авария Роберта Кубицы

Ему повезло выжить, но из-за тяжести полученных травм Кубица сам не верил, что сможет снова сесть за руль: хотя его руку и восстановили, она лишилась былой ловкости и чувствительности. Тем не менее, Кубица продолжил работать над возвращением на былой уровень, снова начал выступать в различных гоночных сериях, а теперь еще и убедил руководство команды Williams, что сможет выступить за нее в следующем сезоне.

Алекс Дзанарди

Жизнь Алессандро Дзанарди, более известного как просто Алекс Дзанарди, больше похожа на сценарий голливудского фильма. В Формулу-1 он попал в 1993 году. В первое время он не добивался успеха, развалилась его команда Lotus, некогда поставлявшая победные машины для Джима Кларка, Грэма Хилла и Айртона Сенны. Тогда итальянец отправился соревноваться в американскую гоночную серию IndyCar.

Реклама

Он выиграл свою вторую гонку, по итогам голосования его назвали «Новичком сезона» в первый год выступлений. Затем он выиграл два титула в 1997 и 1998 годах. Этого хватило, чтобы вернуться в Формулу-1 в команду Williams в 1999 году. Но все снова пошло не лучшим образом. Машине не хватало мощности, а вождение Дзанарди было нестабильным – в итоге они пытались лишь закрепиться в ТОП-10. Уже в следующем сезоне Дзанарди заменили на будущего чемпиона мира Дженсона Баттона, и итальянский гонщик вернулся в США.

Дзанарди регулярно участвует в соревнованиях по триатлону Ironman

Там и случилась страшная авария, в которой он потерял обе ноги. Тем не менее, спортивная карьера Дзанарди на этом не закончилась. При помощи протезов он стал участвовать в чемпионате мира по кузовным гонкам, а затем занялся гонками на ручных велосипедах. Первый заезд был в 2007 году на Нью-Йоркском марафоне, где он пришел к финишу четвертым. А на Паралимпийских играх 2012 года Дзанарди выиграл две золотые и серебряную медали, а затем повторил этот результат на Играх в Рио в 2016 году.

Кроме этого, он даже получил роль Гидо в трех анимационных фильмах «Тачки» компании Pixar.

Реклама

Алессандро Наннини

Наннини был победителем одной из самых знаменитых гонок за всю историю – японского Гран-При 1989 года, в конце которого столкнулись боровшиеся за чемпионство Ален Прост и Айртон Сенна. Прост не мог продолжать гонку, а на машине Сенны пришлось менять носовой обтекатель. В итоге он опередил Наннини и финишировал первым, но был дисквалифицирован за то, что срезал часть маршрута после возвращения в гонку. Так Наннини завоевал свою единственную победу, а Прост –  очередное чемпионство по очкам в турнирной таблице.

Алессандро Наннини

Годом позже вертолет, в котором был Наннини, потерпел крушение, и гонщик лишился руки. Микрохирурги смогли чудом восстановить руку, хотя Наннини уже не чувствовал ее в полной мере. Это значило, что, хотя он и работал тест-пилотом Ferrari на машине со специально адаптированным рулем, в полноценных гонках Формулы-1 он участвовать больше не мог.

Вместо этого Наннини, как и его соотечественник Дзанарди, несколькими годами позже выиграл пару гонок на кузовных автомобилях в 1993 и 1994 году. Затем он полностью сменил карьеру, открыв международную сеть кофеен, названную его именем.

Реклама

Мика Хаккинен

Задолго до того, как Мику Хаккинена прозвали «Летучим финном», на последнем Гран-При Австралии 1995 года в Аделаиде во время квалификации Мика попал в аварию.

Сегодня после такого столкновения гонщики самостоятельно покидают кокпит, но в те времена боковой удар в отбойник на скорости 200 км/ч привел к серьезной травме головы и кровотечению из носа. На трассе врач провел ему трахеотомию и спас жизнь.

Реклама

Слева — Мика Хаккинен, справа — Михаэль Шумахер

После болезненных операций и выздоровления Мика Хаккинен участвовал в предсезонных тестах и не потерял свою скорость. Он принял участие в первой гонке нового сезона, а после в борьбе с Михаэлем Шумахером провел несколько незабываемых сезонов в F1 и стал двукратным чемпионом мира.

Герхард Бергер

Сразу после своего дебюта в сезоне 1984 года Герхард Бергер получил травму, но не на гоночном треке. Путешествуя по тихой глубинке поздно вечером в своей родной Австрии, Бергер припарковал машину на обочине – и тут в нее врезался другой автомобиль. Гонщика выбросило из салона, он упал в реку и сломал шею.

Справа — Герхард Бергер, слева — Айртон Сенна. Гонщики были близкими друзьями

Бергер вряд ли бы выжил, если бы не счастливый случай – по той же дороге ехали два врача, которые свернули с автобана, чтобы купить еды. Медики аккуратно достали Бергера из реки и отвезли в больницу, где в шею вставили несколько штифтов.

Эти штифты точно прошли свою проверку – в 1988 году Бергер попал в серьезную аварию на резком повороте во время Гран-При Сан-Марино (там же в 1994 году погиб знаменитый Айртон Сенна). Но Бергер выжил и продолжил выступать до 1997 года, выиграв еще 10 гонок.

Грэм Хилл

Многие делят карьеру двукратного чемпиона мира Формулы-1 Грэма Хилла на две части: до и после ужасного столкновения на Гран-При США в 1969 году, в котором он сломал обе ноги. Если до аварии он был суперзвездой, то после его карьеру в Формуле ожидал долгий закат.

Грэм Хилл в студии BBC

На момент аварии Хилл был действующим чемпионом мира. Во время реабилитации в больнице известный своим чувством юмора Хилл на вопрос, что передать его жене, ответил: «Скажите ей, что я не смогу танцевать две недели».

Успехов в Формуле-1 он больше не добился. Тем не менее, в 1972 году, через три года после аварии, он выиграл гонку спорткаров 24 часа Ле-Мана, что сделало его единственным автогонщиком в истории, выигравшим все три самые престижные гонки мира в разных сериях: Indy 500, 24 часа Ле-Мана и Гран-При Монако Формулы.

Хуан Мануэль Фанхио

Многие считают аргентинца Хуана Мануэля Фанхио величайшим гонщиком всех времен. Он восемь лет участвовал в чемпионатах мира, пропустив лишь сезон 1952 года из-за ужасной аварии в Италии, и почти полвека был рекордсменом по количеству титулов чемпиона Формулы-1 – всего их у него было 5 (сейчас больше только у Михаэля Шумахера).

После своего первого чемпионства Фанхио согласился на гонку в Монце всего за день до соревнования в Северной Ирландии, но пропустил стыковочный рейс из Лиона. Ему пришлось ехать за рулем ночью через Альпы, чтобы успеть к старту. Он приехал всего за полчаса до старта. По правилам его не должны были допустить, но он был такой знаменитостью, что другие гонщики убедили организаторов разрешить ему участвовать в гонке.

Фанхио носил шейный корсет 4 месяца после аварии

Ужасно уставший, Фанхио разбился на втором круге и сломал шею, когда его выбросило из машины. Из-за травмы он пропустил целый сезон, но ему невероятно повезло, что он смог остаться в живых. Болиды Формулы-1 в то время были небезопасными, а водители могли только носить кожаные шлемы для защиты!

Но он выжил, и весь 1953 год потратил на возвращение в спорт. С 1954 по 1957 годы он взял четыре титула подряд. Он до сих пор остается одним из самых успешных гонщиков в истории: больше чемпионских титулов сумел завоевать только Михаэль Шумахер (7 титулов), а 5 – только Льюис Хэмилтон.

Ники Лауда

Еще одна невероятная история связана с Ники Лаудой. Он – самый успешный австрийский гонщик, участвовавший в гонках Формулы-1, и трехкратный чемпион мира.

В 1976 году Лауда был действующим чемпионом и боролся уже за второй чемпионский титул. На Гран-При Германии, проходившем на знаменитой «Северной петле» Нюрбургринга, известной также как «Зеленый ад», он попал в серьезную аварию. На втором круге гонки его машина сорвалась с трассы, вероятно из-за неисправной задней подвески, ударилась в ограждение, загорелась и вылетела обратно на трассу, где оказалась на пути ехавшего сзади другого гонщика, который на высокой скорости врезался в его болид.

Другой гонщик смог быстро выбраться, а вот Лауда оказался зажат между обломками. Более того, от удара с него слетел шлем. Рядом с местом аварии не было стюардов, которые должны следить за безопасностью и могли бы помочь Лауде. Его спасло то, что несколько гонщиков, увидев аварию, остановились и бросились ему на помощь. Извлечь австрийца из разбитого болида удалось не сразу. Он получил обширные ожоги головы и надышался дымом, что привело к серьезным повреждениям легких. Позже в больнице Ники впал в кому, и врачи не были уверены в том, что он выживет.

Лауда уже спустя 6 недель после аварии вернулся в гонки

Однако Лауда пропустил всего две гонки и уже через шесть недель после аварии вернулся на трассу. На его голове и лице осталось множество шрамов, которые он всегда прикрывал красной кепкой, которая стала одним из его узнаваемых атрибутов.

Лауда сделал только одну пластическую операцию , чтобы полностью восстановить веки глаз, так как иначе он не смог бы продолжать карьеру в автогонках. Считается, что именно повреждения век помешали ему сразу после страшной аварии выиграть второй титул – в решающей гонке сезона 1977 он добровольно сошел с дистанции из-за сильного дождя. Сам Лауда объяснил, что не мог сморгнуть, и в результате капли воды слепили его.

Уже год спустя австриец выиграл второй чемпионский титул. Еще через два года, в 1979 году он объявил о завершении карьеры гонщика, однако в 1982 году вернулся и подписал контракт с британской командой McLaren. Уже в третьей гонке за эту команду, Гран-При США в Лонг-Бич, он одержал победу, а спустя 5 лет в третий раз выиграл чемпионат мира.

Ники Лауда

После завершения карьеры в 1985 году Лауда вернулся к управлению своей авиакомпанией Lauda Air, основанной в 1980 году, и даже сам пилотировал некоторые рейсы компании. В 2001 году компания Ford пригласила его на должность спортивного директора команды Формулы-1 Jaguar Racing. Однако под его руководством команда не смогла преуспеть, и после сезона 2002 года Лауда покинул эту должность. Сейчас он неисполнительный директор самой успешной за последние годы команды Формулы-1 Mercedes AMG.

История  и достижения гонщика настолько впечатляющие, что кинорежиссер Рон Ховард снял спортивно-историческую драму, основанную на реальных событиях, – Rush (Гонка).

Художественный фильм Гонка

Ранее мы писали про перестановки в Формуле-1 за последние месяцы. Также в Днепре прошла тренировка по контраварийному вождению, и читайте про ситуацию на дорогах Украины.

Анна Демчук