Регламент F1 контролирует много моментов, и к ним относятся правила, касающиеся параметров и веса болида. Однако регламент не устанавливает длину колесной базы и уклон машины. По этой причине можно заметить, что машины отличаются друг от друга.
В Формуле-1 всего 10 болидов, они разные и совершенно не взаимосвязаны. Для тех, кто только начинает смотреть чемпионат, Авто Информатор дает короткие пояснения, ссылаясь на технический регламент.
Начнем с того, что целью создания самой длинной колесной базы и уклона машины является генерирование прижимной силы, что дает возможность показывать лучшие результаты в соревнованиях. Итак, переднее и заднее антикрыло генерируют 23% и 17% всей прижимной силы, а диффузор и днище – более 60%. Диффузор высасывает воздух под машиной, и на дне воздух становится разраженным – так болид схватывается с трассой. Таким образом, эффективность больше, если диффузор больше. Объем увеличивается благодаря увеличению продольного уклона машины, что на языке F1 называется rake (наклон или грабли) – болид с большим уклоном похож на грабли.
Также уклон болида позволяет не только отлично вписываться в повороты на большой скорости, но и на прямых помогает. Диффузор на большой скорости лучше высасывает воздух, уклон уменьшается, а это приводит к занижению угла атаки заднего антикрыла – как результат, уменьшается аэродинамическое сопротивление. Для такого меняется подвеска – большой продольный уклон требует корректировки всей машины – недостаточно просто наклонить болид, чтобы он поехал быстрее.
Однако поднятый диффузор теряет герметичность – в область, где всасывается воздух, попадают потоки турбулентности и плохо влияют на работу агрегата. Необходимо устанавливать лопасти с зубчатыми планками по краям диффузора – так создается вихрь, который не пропускает турбулентный воздух.
Длина болида F1
Поговорим о колесной базе – она увеличивает массу машины, а значит, уменьшает ее маневренность в медленном повороте. Но и здесь такие недостатки можно компенсировать увеличением прижимной силы благодаря балансу балласта, который равномерно распределяется по всему болиду.
В нынешнем регламенте всем командам разрешается использовать больше топлива, что естественно увеличивает конструкцию бака и уменьшает пространство под капотом. Но увеличить высоту бака просто так нельзя, ведь регламент гласит, что топливо находится в пределах 400-миллиметровой зоны от продольной оси болида. Получается, что команды должны удлинять бак, уменьшая пространство под капотом или же создавая болид более длинным.
В этом году прижимная сила стала как никогда актуальной – передние антикрылья упростили, боковые дефлекторы стали ниже и длиннее. Две методики увеличения прижимной силы не взаимосвязаны, но требуют проработки болида. В результате разные команды используют длинную колесную базу и высокий уклон.
Какой болид длиннее
Auto-Motor und Sport проводил оценку и установил результат с погрешностью в 0,5 % – для колесной базы и 5 % – для уклона. Ни одна машина не обладает колесной базой меньше 3,6 м. Самой длинной является Mercedes, короткой – Red Bull. Также база болида Toro Rosso кардинально отличается от Red Bull, как Haas – от Ferrari. И это учитывая то, что аэродинамика болидов этих команд имеет много общего. Самый малый уклон у Mercedes, самый большой – у Renault (четвертая по длине колесная база).
- Red Bull RB15: колесная база – 3619 мм, продольный уклон – 1,93 градуса.
- Haas VF19: колесная база – 3621 мм, продольный уклон – 1,59 градуса.
- Williams FW42: колесная база – 3644 мм, продольный уклон – 1,68 градуса.
- McLaren MCL34: колесная база – 3648 мм, продольный уклон – 1,67 градуса.
- Ferrari SF90: колесная база – 3653 мм, продольный уклон – 1,64 градуса.
- Racing Point RP19: колесная база – 3664 мм, продольный уклон – 2,04 градуса.
- Renault R.S.19: колесная база – 3672 мм, продольный уклон – 2,15 градуса.
- Toro Rosso STR14: колесная база – 3693 мм, продольный уклон – 2,00 градуса.
- Alfa Romeo C38: колесная база – 3697 мм, продольный уклон – 1,52 градуса.
- Mercedes W10: колесная база – 3698 мм, продольный уклон – 1,16 градуса.
Ранее мы писали, как менялась система начисления очков с 50-х годов до наших дней, и как простой почтальон стал механиком F1. Также читайте про ТОП-10 лучших V8 от Ford.
Анна Демчук