Аудиторы накопали много интересного в работе Укравтодора - Авто Информатор

Авто Информатор

Новости

Аудиторы накопали много интересного в работе Укравтодора

Недавно на сайте Государственной аудиторской службы появился очередной отчет. В нем описывается выполнение бюджетных программ Государственным агентством автомобильных дорог Украины.

Достаточно ли государство выделяет денег на дороги, какие злоупотребления были выявлены в Укравтодоре, и почему международные фонды могут больше не дать нам денег, разобрался Информатор Деньги. Об этом сообщает Авто Информатор.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОМОЩЬ ПОД УГРОЗОЙ

Не секрет, что немалую часть средств на строительство дорог в Украине составляют деньги международных фондов. Укравтодор занимался в 2015- 2017 внедрением трех общих проектов Украины и международных фондов на общую сумму 1,1 миллиарда долларов и 900 миллионов евро. Первый проект — «Покращення транспортно-експлуатаційного стану автомобільних доріг на під’їзді до м. Києва» за 900 миллионов евро от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Согласно данному проекту, была запланирована реконструкция трасс Киев-Чоп, Киев-Чернигов-Новые Яриловичи, Киев-Одесса, Киев-Знаменовка, Киев-Иванков.  На второй проект, под названием «Другий проект покращення автомобільних доріг та безпеки руху» было выделено 450 миллионов долларов, от Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Согласно нему, планировался ремонт трассы Киев-Харьков-Должанский. Третий проект — «Проект розвитку дорожньої галузі» — 560 миллионов долларов – также от МБРР.

Но по состоянию на 31 декабря 2017 года по первому проекту было освоено 67% выделенных ЕБРР средств (301 миллион евро) и 172,91 миллиона евро ЕИБ – (37%), а окончание проекта запланировано на 2021 год, и уже переносилось трижды. По второму проекту было использовано 57% займа; а по третьему – за 31% отведенного времени (23 месяца) было потрачено только 3,13 миллиона долларов или 0,93% от всей суммы кредита. Причинами, согласно данным аудита, стали ненадлежащие действия подрядчиков, которые задерживали работы, использовали мошеннические схемы, а также война на Востоке.

В сроки не вписались, а это может повлиять на следующие кредиты

В сроки не вписались, а это может повлиять на следующие кредиты

Если говорить о постоянном переносе сроков окончания проекта, то это может иметь негативные последствия для получения следующих кредитов.

Согласно пункту 3.6 Принципов и правил закупки товаров, работ и услуг (операций), которые финансируются Европейским банком реконструкции и развития определено, «что правильное планирование закупок имеет решающее значение» при дальнейшем решении о сотрудничестве с государством, а значит и на выделение кредитов на следующие программы.

НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ И НИЗКОЕ КАЧЕСТВО РАБОТ

Согласно данным аудиторской службы, одной из основных проблем дорожной сферы Украины является недофинансирование программ Укравтодора. В частности, на программу «Развитие автомагистралей и реформа дорожного сектора», которая финансировалась из госбюджета вместе с международными финансовыми организациями, из заложенных на программу в 2015-2017 годах 12,8 миллиардов гривен было выделено только 5,6 миллиарда. Из-за этого, в частности в 2015 году, не проводили работы по улучшению безопасности дорожного движения в местах концентрации ДТП (а это 188,3 миллиона гривен), а также не было реконструировано 57,7 километров дорог. Аналогичная ситуация произошла в 2016 — не был выполнен капитальный ремонт 599 километров дорог, и не завершен капитальный ремонт 90,5 километров дорог. В 2017 году из 119 километров запланированного капитального ремонта выполнено только 28,9, а реконструкции автомобильных дорог снова не проводились.

А пока имеем дороги как после артобстрела

А пока имеем дороги как после артобстрела

Что касается программы «Розвиток мережі та утримання автомобільних доріг загального користування», то несмотря на высокий показатель финансирования программы (113% в 2015 году; 116% в 2016 в 2017 -127%) наблюдалась низкое качество ее выполнения. В 2015 году показатель возобновления горизонтальной разметки выполнен был лишь на 51%; только на 76% дорогах из запланированных был проведен средний ремонт; в 2017 году совершенно было не выполнена часть программы по обеспечению автомобильных дорог электронными паспортами и создания геоинформационной системы управления состояния автомобильных дорог.

Отдельно можно упомянуть строительство трассы «Днепропетровск – Царичанка – Кобеляки – Решетиловка», на участке 7,5 километров с. Лобойковка – пгт. Петриковка в 2015-2017 годах работы вообще не проводились.

БЮДЖЕТ НА ДОРОГИ ПОКРЫВАЕТ ЛИШЬ ЧАСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Всего в 2015 гг. было запланировано на дороги в Украине выделить 74,86 млрд грн, но за три года было выделено только 63,58 миллиардов гривен. Из них областным службам было выделено 28,85 миллиардов гривен. В реальности, согласно выводам аудита, для эффективной работы на дороги по существующим программам необходимо было выделить 150 миллиардов гривен.  Например, из необходимого финансирования в 14,4 миллиардов гривен, Службе Автомобильных дорог Днепропетровщины выделили за 2015-2017 гг. только 1,3 миллиардов гривен.

Одна из причин ужасного состояния дорог в Украине это недофинансирование

Одна из причин ужасного состояния дорог в Украине это недофинансирование

Также в отчете были указаны выводы аудита ГП «Государственного научно-исследовательского института имени М. П. Шульгина», который занимается проблематикой дорог в Украине, высчитал, что в целом на содержания дорог в Украине на 2018 год необходимо выделить 324,43 миллиардов гривен. Напомним, что в этом году на автодороги было выделено только 47 миллиардов гривен, то есть менее 1/6 от реальных потребностей.  Из них на автомобильные дороги государственного значения – 151,30 миллиардов; местного – 173,10 миллиардов. И даже увеличение финансирования дорог в следующем году до 56 миллиардов явно не покроет и половину потребностей дорожного хозяйства Украины.

НА НАРУШЕНИЯ ЗАКРЫВАЮТ ГЛАЗА

Неоднократно фиксируется ГП «Государственный контроль качества» и нарушение технологий ремонтных работ, в частности за период с 2015 по 2017 гг. было подано 51 докладные записки, из которых рассмотрено только 33. Но это не помогает исправлению недостатков. Например, на трассе «Днепропетровск-Николаев» было обнаружено «несоответствие физико-механическим свойствам асфальтобетона требованиям нормативных документов», и несмотря на заявление, Николаевской службой автомобильных дорог недостатки исправлены не были. Это приводит к преждевременному разрушению дороги, которые наносят ущерб государству. В 2016 году из-за таких действий на участке дороги Доброполье-Красный Лиман пришлось заново проводить ремонтные работы, что нанесло ущерб государству в размере 26,1 миллиона гривен. Также на трассе «Днепропетровск-Николаев» подрядчиками был использован при строительстве битум без каких-либо сертификатов соответствия. В результате был нанесен ущерб государству в размере 68,82 миллиона гривен.

Согласно данным аудиторов, наблюдается неадекватная работа наблюдения за проведением дорожно-ремонтных работ со стороны Укравтодора. Во-первых, контролирующие органы не укладываются в сроки. Во-вторых, не реагируют оперативно на решения проблем, в-третьих вместо анализа фактов нарушения они фиксируют незначительные нарушения: «не обеспечен покос травы», «уборка обочин не ведется», и тому подобное. А предложения по результатам проверок «несут обычно поверхностный, дисциплинарный характер» даже на серьезные нарушения.

Максим Красиков

Наверх