Авто Інформатор

Новини

Занижение выплат на ремонт автомобиля после ДТП: как опротестовать решение страховщиков

Украинские страховые компании, как правило, значительно занижают выплаты на ремонт автомобиля после ДТП, ссылаясь на так называемый «коэффициент износа».

Многие водители сталкивались с проблемой, когда страховая компания выплачивала им половину заявленной суммы на восстановление автомобиля. Чем руководствовались страховщики и как быть в сложившейся ситуации, рассказал адвокат Вадим Володарский, сообщает Авто Информатор.

«Часто в ситуациях, когда эксперты насчитывают половину от заявленной суммы, автомобилисты видят «козни» страховых компаний, желающих уменьшить сумму выплаты. Да, бывает (и не только в случае со страховыми компаниями), когда занижают номенклатуру необходимых работ или стоимость нормо-часа. Но это – сравнительно редко. Обычно причина в другом. Называется эта причина — коэффициент износа», — написал Володарский.

Вводится коэффициент износа методикой автотовароведческой экспертизы.  По правилам данной экспертизы, коэффициент вводится для автомобилей импортного производства старше 7 лет и для авто, произведенные в бывшем СССР — старше 5 лет. То есть, чем старше машина, тем больше коэффициент износа. В некоторых ситуациях он может достигать порядка 70%. При этом данный коэффициент учитывается только при расчете стоимости запчастей, а вот стоимость работ и материалов (например покраска) покрывается в полном объеме.

По словам адвоката, обвинять эксперта страховой компании в такой ситуации глупо, так как он действует по официально утвержденной методике.

Однако, почему такие «особые» правила действуют в отношении автомобилистов, до конца неясно. Ведь если вам разбили телефон или залили квартиру, то ущерб виновником возмещается в полном объеме, без учета коэффициентов. В связи с этим обратимся к «букве закона», а точнее к Гражданскому кодексу, который определяет принципы возмещения ущерба.

Согласно статьи 1192 — с учетом обстоятельств дела суд по выбору потерпевшего может обязать лицо, причинившее вред имуществу, возместить его в натуре (передать вещь того же рода и такого же качества, починить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки в полном объеме. Размер убытков, подлежащих возмещению потерпевшему, определяется в соответствии с реальной стоимостью утраченного имущества на момент рассмотрения дела или выполнения работ, необходимых для восстановления поврежденной вещи.

То есть речь не идет о износе и, тем более, об уменьшении суммы ущерба. Исходя из вышесказанного, потерпевший может обратиться в суд, чтобы получить 100% компенсацию ущерба.

«Для этого нужно правильно сформулировать исковые требования. Также нужно учитывать, что в случае возмещения ущерба страховой компанией по полису страхования гражданско-правовой ответственности – правила такого возмещения регулируются специальным законом. Непосредственно к виновнику иск можно предъявлять, если его ответственность не была застрахована, или если сумма возмещения превышает лимит ответственности страховой компании» — уточнил Вадим Володарский.

На стороне потерпевшего и Кодекс административного судопроизводства, а именно статья 264. Владелец поврежденного в ДТП автомобиля, которому эксперты посчитали размер ущерба с применением коэффициент износа, может обратиться с таким административным иском в суд, где ответчиком будет именно страховая компания и она должна будет доказывать соответствие закону применение коэффициента износа.

Ране мы писали, что в Украине значительно подорожают полисы ОСАГО. Также мы говорили, может ли полиция штрафовать за отсутствие бумажного страхового полиса.

Юлия Дюдюн

Наверх