Авто

Взгляд изнутри: разбираемся в особенностях автомобиля безопасности в Формуле-1

Фанаты F1 знают практически все нюансы любимой серии и знакомы с правилами соревнований. Но тем, кто только начинает вникать в формульный мир, стоит разобраться в деталях и неожиданных событиях, которые часто возникают во время гонок.

Речь пойдет об автомобиле безопасности. Какие моменты могут поменяться при включении режима безопасности, и чем это грозит пилотам? Что такое рестарт, и как это отражается на покрышках болида? Насколько сильно замедляется весь пелотон? Авто Информатор, со ссылкой на пресс-службу команды Mercedes, дает ответы на все вопросы.

Реклама

Основная сложность для команд при режиме автомобиля безопасности

Главная задача команд во время выезда автомобиля безопасности на трассу или виртуального режима – принять верное решение касательно пит-стопов. У каждой команды есть стратегия, которой они придерживаются в каждой гонке. В режиме сейфти-кара на болиде моментально остывают покрышки, и если комплект свежий, это не проблема – после 2 кругов после рестарта шины нагреваются до своей рабочей температуры очень быстро.

А вот со старым комплектом могут быть проблемы: есть риск, что шины вообще не разогреются, или на прогрев уйдет много времени. Без автомобиля безопасности обычно болид  имеет с трассой отличное сцепление: но чем больше покрышки работают, тем меньше на них слоев резины. Когда пилоты начинают рестарт, изношенным шинам негде взять энергию для разогрева. И вот в этом и заключается сложность для команды – понять, как поведет себя покрышка, сложно, поскольку просчитать износ фактически невозможно. Команды предполагают, опираясь на опыт и чутье гонщика, который чувствует свой болид.

Важные решения команд при выезде автомобиля безопасности на трассу

Поговорим непосредственно о решении команд: во время всей гонки стратеги все время просчитывают возможный сценарий реакций команд – что если авто безопасности появится через круг-два-пять? Это мышление, которое не прекращается никогда.

Реклама

Если команда считает, что при появлении режима сейфти-кара гонщик должен заехать в боксы, она сообщает пилоту следующее: «Ты находишься в окне сейфти-кара». Так, гонщик знает, что если перед ним выехал Бернд Майландер – пилот машины безопасности в чемпионатах Формулы-1 – то он должен незамедлительно завернуть в боксы по приказу, не дожидаясь повторного предупреждения от команды. Механикам дублируется сообщение, поэтому на пит-стопе они уже в полной готовности обслужить болид.

Проблемы для гонщиков

Самая большая проблема для гонщика – не езда за автомобилем безопасности, а момент, когда авто покидает трассу. За несколько кругов, когда пилот едет медленно с допустимой по правилам скоростью, резина не только остывает, но и теряет сцепление с трассой. С асфальтом шины имеют отличное сцепление, когда температура резины выше 100 градусов. Как только температура снижается, сцепление падает.

Перед стартом покрышки прогревают намеренно до 110 градусов, но во время движения за машиной безопасности температура опускается до 60 градусов и ниже. Поэтому пилотам сложно при рестарте заставить работать покрышки как надо.

Реклама

Прогрев покрышек после рестарта и другие особенности

Прогреваются шины в основном за 2-3 круга, но не только возраст шин на это влияет, но и конфигурация трека. Например, в Баку, который состоится после Китая, требуется больше времени, так как там длинная прямая и много медленных поворотов – а не то, ни другое не прогревает покрышки как следует. В этот момент могут создать проблему и тормоза болида: когда шины разогреты, то им необходим воздух для охлаждения. В режиме безопасности скорость меньше, а значит воздушный поток к тормозам тоже меньше.

Сильно холодные тормоза – проблема, так как они проявляют свою эффективность при нужной температуре. Гонщики стараются прогреть тормоза при движении, используя разные методы. Но это опасно, ведь воздушный поток ограничен, и тормоза в любой момент можно перегреть.

Плюсы автомобиля безопасности

Несмотря на минусы, описанные выше, главный плюс режима безопасности – обеспечить эту безопасность всем, кто на трассе. Автомобиль выезжает только тогда, когда возникают аварии, при этом останавливать гонку – причин нет. Обычно для решения проблемы и очищения трассы от осколков и лишних предметов задействуются маршалы.

Реклама

Для команды также есть свои плюсы – можно сэкономить топливо. Есть треки, где топлива хватает впритык, потому гонщики во время соревнований следят за тем, чтобы топлива хватило. Если по ходу Гран-При появился автомобиль безопасности, горючее расходуется меньше – значит, после рестарта, пилот уже не беспокоится об экономии топлива.

Насколько замедляется пелотон во время режима автомобиля безопасности

Все, снова-таки, зависит от трассы, где проходит гонка. Например, в Канаде в 2017 году на первом круге возникла авария, из-за чего выехал автомобиль безопасности. Первый круг в этом режиме Хэмилтон проехал за 2.02,231. После рестарта на холодных шинах британец преодолел дистанцию за 1.18,135, а седьмой круг после рестарта – за 1.16,296. Мы видим, что круги гонщик преодолевает на 60% медленнее, чем без машины безопасности.

Возвращаясь к скорости, здесь у каждого индивидуальный режим. Например, третий поворот пилоты проходят со скоростью 125 км/ч, а за автомобилем безопасности – 45 км/ч. Разница в шпильке меньше: 65 км/ч – в обычном режиме и 50 км/ч – за автомобилем безопасности.

Реклама

Отличия между реальным и виртуальным автомобилем безопасности

Оба режима имеют сходство – температура шин снижается, и рестарт сложный. Однако виртуальный режим без физического присутствия авто безопасности на трассе, позволяет болидам не так резко замедляться, потому и на покрышки ситуация влияет иначе. Также плюс виртуального автомобиля в том, что режим длится меньше по времени, к тому же, в режиме VSC пелотон не успевает собраться и при рестарте отрыв от соперников фактически такой же, как и до режима безопасности.

Ранее мы писали про параметры болидов Формулы-1 и почему они отличаются. Также писали, как менялась система начисления очков с 50-х годов до наших дней. На этой неделе команды будут бороться на трассе в Шанхае: читайте про историю и фишки китайской трассы, где пройдет юбилейная тысячная гонка Формулы-1.

Анна Демчук