Начиная с нового сезона 2019, пилот F1 по итоговым результатам гонки получает 1 зачетный балл за быстрейший круг. Такое изменение появилось впервые с Гран-При США 1959 года. Это уже девятый раз, когда меняли систему начисления очков.
Но вернемся на несколько десятков лет назад: когда чемпионат стартовал, техника была не самой надежной. Такое обстоятельство влияло на то, как гонщик и конструкторы зарабатывали очки для личного зачета и КК.
На протяжении всех сезонов число гонок в чемпионате менялось, а с ним и количество этапов. В КК стали обращать внимание на результат каждого пилота во всех Гран-При с 79 года 20 века, а результат личного зачета начали учитывать с 1990 года. Об этом сообщает Авто Информатор, ссылаясь на систему начисления очков в Формуле-1.
1950-1959
Зачетная зона – топ-5 и быстрейший круг.
Личный зачет: 1950-1953 – результаты 4 лучших гонок; 1954, 1957, 1959 – результаты 5 лучших гонок; 1958 – результаты 6 лучших гонок.
Кубок конструкторов: 1958 – результаты одного гонщика в 6 лучших гонках, кроме Indy 500; 1959 – в 5 лучших гонках, кроме Indy 500.
С самого начала в чемпионате за победу дарили 8 очков. И даже, когда болид использовали два пилота, тогда очки делились поровну. В 58-м году двух пилотов для одного болида запретили: хронометраж был не точный по сравнению с теперешним, а посему несколько пилотов могли установить быстрый круг. В такой ситуации один балл делили поровну.
1960
Зачетная зона – топ-6
Личный зачет: результаты 6 лучших гонок.
Кубок конструкторов: результаты одного гонщика в 6 лучших гонках.
В 1960 году FIA приняла решение отказаться от зачетного балла за быстрый круг, а саму зону по очкам расширили до 6 пилотов на финишной прямой.
1961
Зачетная зона – топ-6
Личный зачет: результаты 5 лучших гонок.
Кубок конструкторов: результаты одного гонщика в 5 лучших гонках.
На следующий год впервые в истории пилот-победитель начал получать 9 очков после финиша. А вот в Кубке конструкторов команда зарабатывала 8 баллов за победу.
1962-1990
Зачетная зона – топ-6
Личный зачет: 1962, 1966 – результаты 5 лучших гонок; 1963-1965 – результаты 6 лучших гонок; 1967, 1969, 1971 – 5 лучших из 6 первых гонок и 4 – из 5 вторых гонок; 1968, 1972 – 5 из 6 первых и 5 из 6 вторых гонок; 1970 – 6 из 7 первых и 5 из 6 вторых гонок; 1973, 1974 – 7 из 8 первых и 6 из 7 вторых гонок; 1975 – 7 из 8 первых и 5 из 6 вторых гонок; 1976, 1978 – 7 из 8 первых и 7 из 8 вторых гонок; 1977 – 8 из 9 первых и 7 из 8 вторых гонок; 1979 – 4 из 7 первых и 4 из 8 вторых гонок; 1980 – 5 из 7 первых и 5 из 7 вторых гонок; 1981 – 11 лучших гонок.
Кубок конструкторов: 1962-1978 – результаты одного гонщика в аналогичном количестве гонок, что и в личном зачете; 1979-1990 – результаты всех гонщиков во всех гонках.
Уже с 1962 года за победу начислялось одинаковое количество очков для гонщика и для команды – Кубка конструкторов.
1991-2002
Зачетная зона – топ-6
Личный зачет: результаты всех гонок.
Кубок конструкторов: результаты всех гонщиков во всех гонках.
В начале 90-х годов результат за победу увеличили на один балл. После этого, в сравнении с первыми сезонами, разница первого и второго места в Гран-При выросла практически в два раза – 4 очка.
2003-2009
Зачетная зона – топ-8
Личный зачет: результаты всех гонок.
Кубок конструкторов: результаты всех гонщиков во всех гонках.
В 21 веке болиды стали намного надежнее, по этой причине для большего интереса со стороны болельщиков и зрителей, команд и гонщиков, что финишировали за ТОП-6, зону зачета увеличили до 8-ми. Гонщик на втором месте проигрывал победителю 2 очка.
2010-2018 без последнего чемпионата 2014
Зачетная зона – топ-10
Личный зачет: результаты всех гонок.
Кубок конструкторов: результаты всех гонщиков во всех гонках.
Система, которую хотели изменить, существовала недолго. В 2008 году Берни Экклстоун вообще предложил убрать систему очков в личном зачете и вместо этого как альтернативу предложил систему медалей. Поддержки такому решению не было, но все же систему изменили. Зачетная зона теперь была до ТОП-10 и число очков увеличилось.
Гран-При Абу-Даби 2014
Зачетная зона – топ-10
Личный зачет: двойное начисление очков.
Кубок конструкторов: двойное начисление очков за всех пилотов.
Фанаты хорошо помнят 2013 год, когда Себастьян Феттель выиграл сразу 9 гонок подряд и стал чемпионом мира. Тогда FIA и задумалась над тем, как именно можно избежать досрочного чемпионства с целью сохранения интриги в чемпионате. Придумали следующее: двойные очки в последнем Гран-При. Дальше от этого отказались, но Хэмилтон, Масса и Боттас остаются пилотами, заработавшими больше 30 очков за одну гонку.
2019
Зачетная зона – топ-10 и быстрейший круг.
Личный зачет: результаты всех гонок.
Кубок конструкторов: результаты всех гонщиков во всех гонках.
Накануне юбилейного 70-го сезона (Австралии) F1 обострили борьбу за очки в конце каждой гонки. Чтобы пилоты за пределами ТОП-10 не злоупотребляли новыми правилами со свежими шинами, дополнительный балл получает гонщик из ТОП-10. Результат мы видим уже сейчас по турнирным таблицам.
Ранее мы писали, как прошел Гран-При Австралии, и что случилось на Бахрейне. Также читайте про архитектурные особенности автодромов сезона-2019 и смотрите розыгрыши с участием гонщиков Формулы-1.
Анна Демчук