Cтрах сбить пешехода присущ всем водителям. Помимо этической стороны вопроса их беспокоит и реальный срок, который можно получить из-за человека, смело идущего на красный сигнал. Пугающая регулярность таких случаев настолько вымотала водителей, что они приготовились осваивать свои права в юридической плоскости. Первый шаг в этом направлении сделал Владислав Глиняный, создавший петицию на имя Президента Петра Порошенко. В своем обращении он просит изменить законодательство и больше не наказывать водителей, которые попали в ДТП по вине пешехода.
Как только эта петиция наберет необходимые 25 тысяч подписей, власти будут обязаны дать официальный ответ. Насколько реальны и оптимистичны эти планы, Авто Информатору разъяснил адвокат «Альянса Правовых Сил» Владимир Борецкий.
Стоит отметить, что согласно нынешним нормам законодательства, водитель привлекается к уголовной ответственности лишь в том случае, если пешеход погиб или получил повреждения средней/тяжелой степени тяжести. Кроме того, перед тем, как признать водителя виновным, необходимо учитывать, что преступление не является умышленным, в то время как уголовная ответственность предусмотрена только для водителей. Чтобы признать водителя виновным, необходимо установить:
- есть ли нарушение ПДД со стороны водителя;
- какая была обстановка на дороге (как двигались другие авто и пешеходы в момент ДТП);
- есть ли последствия для пострадавшего пешехода (повреждения средней и тяжелой степени либо смерть);
- есть ли причинно-следственная связь между нарушением ПДД и последствиями для пострадавшего пешехода (возможно, водитель нарушал ПДД, но это не всегда прямо указывает на его вину в ДТП).
Все эти аспекты учитываются до того, как предъявляют водителю обвинения или сообщают о подозрении в совершении преступления. При этом, огромную роль играют правильные и компетентные действия правоохранителей, сбор всех доказательств (осмотр места события, допрос свидетелей, проведение экспертиз и следственных экспериментов), а также своевременная правовая защита всех участников происшествия.
«Если в следствие ДТП никто не пострадал или пешеход получил легкие повреждения, признанный виновник ДТП (либо водитель, либо пешеход) будет привлечен к административной ответственности. В некоторых случаях может наступить и гражданско-правовая ответственность. На практике это означает, что пострадавшая сторона может требовать оплатить ущерб», — пояснил адвокат нормы действующего законодательства.
Что касается самой петиции, то по мнению юриста Владимира Борецкого, ее автор не учел целый ряд факторов: «Существует целый ряд нормативно-правовых актов, которые четко регулируют правовые отношения в сфере безопасности дорожного движения, а сама петиция требует полностью снять ответственность с водителей, сбивших пешеходов, которые нарушили ПДД. Но, как я уже указывал, каждое конкретное обстоятельство устанавливается отдельно для каждого случая, учитывая огромное количество факторов. И если водитель действительно не виноват, его не привлекают к ответственности. Ради справедливости также скажу, что разумнее говорить о введении уголовной ответственности за нарушение ПДД для пешеходов. Кроме того, практика показывает, что приблизительно четвертая часть ДТП с участием пешеходов происходит именно по их вине».
По состоянию на утро 11 марта, до конца сбора подписей осталось 78 дней, а петицию поддержало лишь 482 человека. Если в ближайшее время обращение не наберет необходимое количество голосов, рассматривать этот вопрос чиновники не будут. Если вы хотите поддержать петицию, нажмите здесь.
Независимо от того, будет ли петиция одобрена, юрист советует водителям не забывать о том, что транспортное средство является источником повышенной опасности, а потому автомобилистам стоит учитывать ситуацию на дороге, состояние авто и особенности груза, который он перевозит. Соответственно, следуя ПДД, водитель обязан снизить скорость или полностью остановить авто, если на дороге возникла опасная ситуация.
«Обязанности есть и у пешеходов. Они должны переходить дорогу по пешеходному переходу. Разрешается переходить дорогу и под прямым углом в тех местах, где дорога хорошо просматривается в обоих направлениях. При этом переходить можно лишь удостоверившись в том, что никакой опасности на дороге нет. Пешеходам строго запрещено резко выходить, а также выбегать на дорогу. Также стоит следить за тем, чтобы дети дошкольного возраста не выходили на дорогу без взрослых», — напомнил Владимир Борецкий.
Пешеходам также запрещено переходить дорогу не по «зебре» если на дороге есть разделительная полоса, установлены ограждения. Также это правило касается тех дорог, где обустроено более трех полос движения в каждом направлении.
Авто Информатор также напоминает, что следовать правилам дорожного движения необходимо во всех ситуациях: от их соблюдения зависит не только ваша жизнь, но и безопасность всех участников дорожного движения.
Ранее Авто Информатор советовал, как велосипедисту уцелеть на дороге, а также рассказывал, как музыка в авто влияет на водителя. Мы также рассказывали, что делать если сбили на дороге пешехода или животное.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ/ПОМНИТЬ/СОБЛЮДАТЬ
Ранее мы писали, какие бывают штрафы за неправильную парковку, проезд на красный сигнал светофора. Рассказывали, почему не стоит нарушать ПДД при переезде ж/д путей. Сколько стоит нарушить правила предписывающего знака, смотрите здесь. Почему во время движения не стоит говорить по мобильному, смотрите здесь. Что бывает за превышение скорости, вы узнаете здесь. Сколько стоит несоблюдение требований дорожной разметки, смотрите здесь. Выезжать на встречку тоже запрещенно законом, кроме нескольких случаев. Каких и какой штраф, если все же нарушили ПДД, смотрите здесь. Езда по тротуару также влечет за собой штраф. Если водитель авто не пропустит пешехода, то сумму штрафа за это нарушение вы найдете здесь. Мы и пешеходам советовали, как вести себя на дороге и напомнили о штрафах при нарушении.
Анастасия Миронова