Информатор Авто

Новости

ТОП пит-стопов в F1, которые повлияли на стратегию команд

В Формуле-1, за всю ее историю существования, менялся не только регламент, внешний вид и технические характеристики болида, но также пит-стопы. В материале мы расскажем, какие питы повлияли на стратегию команд, как изменилось само значение пита и процедура проведения.

В конце 30-х годов 20-го века Mercedes проводила пит-стопы за 30 секунд и больше, но после войны с возобновлением Чемпионата мира по автогонкам, остановка в боксах стала не организованной. В современном F1 даже доля секунды может стоить гонщику потери позиции. Например, в 1950 году пит длился больше минуты (у Хуана Мануэля Фанхио пит-стоп длился 1 минуту 16 секунд). За это время можно выпить чашечку кофе. Тогда аргентинец вернулся на трек, проигрывая лидеру гонки Майку Хоторну 48 секунд. После этого Фанхио проехал быстрый круг, догнал соперников и выиграл Гран-При Германии. Авто Информатор рассказывает о случаях, когда питы повлияли на стратегию, ссылаясь на исторические факты.

Первая дозаправка

Дозаправки в Чемпионате были всегда, но в 1982 году их использовали со стратегической целью. Это решение первыми применила команда Brabham: было принято решение, что можно ехать быстрее, если заполнить бак наполовину. Несколько гонок команда хотела воспользоваться таким решением, но до питов машины сходили с дистанции. Первый раз удалось использовать идею на ГП Австралии с Риккардо Патрезе.

Итальянский гонщик был лидером в гонке, механики провели пит-стоп за 14 секунд, и пилот вернулся на трассу перед Аланом Простом. Правда, это ему не помогло, поскольку спустя 3 круга итальянец досрочно завершил соревнование на обочине. В 1983 году Brabham являлась единственной командой, где болиды заправлялись наполовину, но годом позже дозаправку запретили, и соответственно идея сама по себе испарилась.

Безопасность любой ценой

В 80-х годах на пит-лейне скоростного ограничения не было, но было запрещено двигаться на задней передаче. В 89 году Найджел Мэнселл этот момент проигнорировал. Пропустив свои боксы на этапе в Португалии, он включил на своей машине заднюю для быстрого передвижения на место пит-стопа. FIA вывесила черный флаг, означающий дисквалификацию, за нарушение правил. После гонки Найджел заверял, но не увидел флаг и продолжал борьбу с Айртоном Сенной. К следующему этапу Найджела, естественно, не допустили.

Рекорд

Единственный пит-стоп Риккардо Патрезе на Гран-При Бельгии 1993 года длился 4,75 секунды. Но даже сейчас официальное время пита уточняется. После ой гонки, диракция уточнила, что время Патрезе было 3,2 секунды, что в своей книге описал Стив Мэтчетт – он был одним из механиков на том пит-стопе. Но вот у конкурентов время остановок в боксах длилось 9 секунд.

Пламенное шоу

94-й год – после длинной паузы вернули дозаправки, но команда Benetton, так же как и другие команды, старались сократить время в боксах. Один такой пит мог завершиться трагедией: в германии у Йосса Ферстаппена на пите пролилось топливо на болид. Огонь моментально распространился, но пожар продлился пару секунд, а сам гонщик и механики рядом отделались незначительными травмами.

Расследование FIA установило, что в топливной установке отсутствовал фильтр – это дало возможность отыграть время у соперников. Benetton не наказали, так как Макс Мосли (на тот момент президент FIA) попросил команду признать свою вину. До этого руководитель команды Флавио Бриаторе утверждал, что фильтр был удален с разрешением FIA. Сейчас, несмотря на отсутствие дозаправок, все механики обязаны быть в защитных комбинезонах и шлемах.

Светофор вместо «леденца»

2008 год – команда Ferrari первый раз решила автоматизировать оповещение на питах. Красная команда самая первая заменила «леденец», который дает сигнал гонщику о том, что следует делать, на светофор. Такая система была полуавтоматической: датчики фиксировали завершение пит-стопа. Конечно, как во многом, первый блин оказался комом. В Сингапуре Фелипе Масса увидел зеленый сигнал и начал двигаться.

Однако система дала сбой, считая, что механики закончили заправку болида. Позже система усовершенствовалась, и ошибок почти не было. Хотя, существующие ошибки связаны именно с этой системой. Пример – с Кими Райкконеном в Бахрейне. Датчик зафиксировал соединение гайковерта и повторение процедуры, но система приняла это за замену колеса. Появилась серая зона системы, которую пытаются устранить команды. Однако благодаря этой системе, Williams установили рекорд пита в 1,92 секунды.


Ранее мы писали, как Михаэль Шумахер навсегда изменил Формулу-1, и по какой причине могут отменить Гран-При. Также читайте, почему параметры болидов Формулы-1 отличаются между собой.

Анна Демчук

Наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: