Мы уже писали, почему стоит поехать на Гран-При Франции, и где заказать билеты, которые разлетаются, как горячие пирожки. Но мало кому известно, что трасса была построена специально для рекламы одной торговой марки.
Гран-При Франции после долгого перерыва вернулся в календарь Формулы-1, и трасса Поль Рикар примет всех с распростертыми объятиями. Сложно найти трек, где есть аж 167 конфигураций, но F1 использовала только две. К тому же, саму трассу построили для рекламы алкогольного напитка. И здесь было абсолютно все – от ярких событий до трагических исходов. Авто Информатор рассказывает подробности о знаменитом полосатом треке.
У трассы много участков (Verrerie), где гонщик должен интенсивно работать ногами, и скоростные участки, например, в повороте Signes, прямой Mistral, повороте Beausset. Трасса в прошлом была опасна, но и сейчас она непредсказуема и порой беспощадна.
Реклама алкоголя
В самом начале, когда трасса еще не была построена, на месте трека было скалистое плато, где паслись козы. Поль Рикар создал напиток Ricard, и для развития своей кампании ему был нужен сильный рывок в декабре 1969 года. Поль решил, что гоночная трасса, которую построил возле аэродрома, станет таким инструментом.
К слову, Поль никогда не увлекался автоспортом, по этой причине он нанял консультантов – настоящих гонщиков Жана-Пьера Бельтуаза, Анри Пескароло и журналиста Джонни Ривса. Руководил всем Франсуа Шевалье (он же имел страсть к Bugatti). Планы были наполеоновскими, однако Франсуа с работниками работали так усердно, что закончили строительство за 100 дней. Трасса была открыта официально 19 апреля 1970 года.
На старт
После крупных мероприятий, включая презентацию Renault 8 Gordini, трек заслужил почетное право принимать Королевские гонки. Осталось решить одну задачу – выстроить инфраструктуру, которая будет подходить для Гран-При. И организаторы создали чудо. В июле 1971 года Формула-1 приехала в Ле-Кастелле. Джеки Стюарт боролся за второй титул и выиграл гонку, за ним финишировали напарник по команде и местный любимец – француз Франсуа Север, который трагически погиб в 1973 в квалификации США.
Джеки Стюарт не был бы собой, если бы не поставил трек в пример остальным, указывая на его уровень безопасности. А боссу Нюрбургринга Стюарт вообще сказал: «Теперь, когда я увидел Поль Рикар, я больше не буду гоняться у Вас».
Волнующая и незабываемая трасса
Первая победа Ронни Петерсона состоялась в 1973 году, а в 1975 году Гран-При Франции должен был пройти на трассе Шарада в Клермон-Ферране. Но гонщики заявили, что трек опасный, так как напоминает Нюрбургринг в Германии (еще называют Зеленым адом).
Французский этап Поль Рикар всегда отличался и запоминался. Например, в 1976 году именно здесь Джеймс Хант начал восхождение к своему титулу. Здесь провел в 1980 году первую гонку Ален Прост, а через два года первые места занимали только французы Арну, Прост, Пирони, Тамбэ. В 1985 году яркую победу одержал Нельсон Пике.
Правила после смерти де Анжелиса
Смерть севера на трассе была не единственной. В 1986 году произошла еще одна трагическая авария. Во время практик на болиде Элио де Анжелиса оторвалось заднее антикрыло. Машина совершила несколько кульбитов и загорелась. Весь абсурд случившегося состоял в том, что итальянец не получил повреждений, но не смог выбраться из болида. Рядом никого не было, только два механика Benetton, к ним присоединились позже Алан Джонс, Найджелл Мэнселл и Ален Прост, но Элио наглотался угарным газом и умер на следующий день от интоксикации.
После этого случая во время гоночных и тестовых заездов ввели правило: обязательно размещать маршалов по всей длине трассы. Однако Mistral стал короче, и трасса Поль Рикар навсегда уже потеряла свой первоначальный шарм.
Шоу должно продолжаться
Большое внимание на трассе Поль Рикар привлекла команда Leyton House. В 1989 году Маурисио Гужельмин стартовал с десятой позиции, но в первый поворот уже ворвался вторым. Это привело к аварии и рестарту. Бразилец стартовал с пит-лейна и проехал быстрый круг. Напарник Маурицио ехал вторым, но в середине дистанции сошел. Тогда победу одержал Ален Прост.
В будущем в судьбу трека вмешалась политика. Президент Франции Франсуа Миттеран поддержал строительство трека в Маньи-Кур, а Поль Рикар все меньше соответствовал местному законодательству в области здравоохранения. Инфраструктура не улучшалась, и международные автоспортивные соревнования реже возвращались на трассу.
Спасти трек решил Берни Экклстоун в 1999 году. Он запланировал сделать трек Поль Рикар «трассой третьего тысячелетия». И, конечно же, достиг своей цели. Поль Рикар получил новые участки безопасности (голубые полосы покрытия абразивнее основного, с красными – более эффективное, белое – затормаживает лучше, чем трава). Появилась система полива на треке, 167 конфигураций, изменилось название трека – Paul Ricard HTTT. Автодром долго использовался для испытаний автомобилей, но в 2009 году открыл двери для гонок и вернул старое название – Circuit Paul Ricard. В 2019 году Поль Рикар принимает этап Формулы-1 и это будет третьей конфигурацией трассы.
Ранее мы писали, где находится Стена чемпионов и почему ее так называют. Также читайте про архитектурные особенности автодромов сезона-2019 и истории, когда Гран-При не состоялись.
Анна Демчук